Автоматизированная информационная система "Соцпомощь"



В настоящее время в Нижегородской области  в министерстве  социальной политики Нижегородской области и его учреждениях  функционирует автоматизированная информационная система «Социальная помощь», основой которой является программно-технологический комплекс ПК «Соцпомощь» по учету получателей мер социальной поддержки в Нижегородской области.

АИС «Социальная помощь» построена на принципах адресности, межведомственного взаимодействия и нормативно-правовой базы, интегрирующей законы трех уровней власти – федеральной, региональной, муниципальной.

Основные свойства программно-технологического комплекса:

  • Функциональное разделение рабочих мест по назначению и выплате социальных пособий, субсидий и компенсаций – в системе созданы автоматизированные рабочие места специалистов для назначения и выплаты социальных пособий, субсидий и компенсаций с использованием единой интегрированной базы данных.
  • Адресный подход к каждому человеку – за основную единицу учета в базе данных принят индивидуум, по каждому человеку формируется карта социального обеспечения, которая отражает все сведения о человеке и мерах социальной поддержки, оказываемой ему в соответствии с действующим законодательством.
  • Межведомственное взаимодействие – разработаны регламенты взаимодействия и организован обмен электронными реестрами с организациями ведущими расчетные операции за жилищно-коммунальные услуги, с кредитными организациями, УПФС по Нижегородской области «Почта России», Пенсионным Фондом, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, Фондом социального страхования, ЗАГСами, другими организациями. В комплексе «Соцпомощь» реализована интегрированная база данных, которая обеспечивает персонифицированный учет сведений о гражданах, обратившихся за социальной поддержкой в территориальные органы социальной защиты населения. За единицу учета в базе данных принят индивидуум, а при предоставлении социальной поддержки на  семью, лица с ним проживающие или связанные родственными отношениями также заносятся в базу данных и группируются в домохозяйства и семьи.

АИС «Социальная помощь» включает следующие основные подсистемы:

  1. «Прием и регистрация граждан» обратившихся в учреждения  социальной защиты населения (УСЗН)
  2. «Социальные выплаты» более 100 видов выплат
  3. «Пенсии за выслугу лет государственным и муниципальным служащим»
  4. «Социальные услуги»
  5. «Государственная помощь малоимущим семьям»
  6. «Пособие гражданам, имеющим детей»
  7. «Пособие для детей сирот»
  8. «Учет льгот и льготных категорий граждан»
  9. «Ежемесячная денежная компенсация (ЕДК) льготным категориям граждан»
  10. «Реестр получателей ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) по оплате жилищно-коммунальных услуг»
  11. «Жилищные субсидии»
  12. «Возмещение оплаты ЖКУ сельским специалистам»
  13. «Возмещение оплаты ЖКУ педагогическим работникам, проживающим в сельской местности»
  14. «Учет мер социальной поддержки для расчета федеральной социальной доплаты к пенсии»
  15. «Формирование и актуализация регистра областных ежемесячных (ежеквартальных) денежных выплат»
  16. «Организация выплаты и формирование выплатных документов»
  17. «Формирование заявок на финансирование»
  18. «Организация работ с информацией из БД ОПФР»
  19. «Формирование реестра мер социальной поддержки пенсионерам, претендующим на ФСД (федеральная социальная доплата) к пенсии для ОПФР по Нижегородской области»
  20. «Информационное взаимодействие с внешними организациями»
  21. «Формирование показателей по сети, штатам и контингентам»
  22. «Формирование сведений о суммах назначенных социальных выплат гражданам Нижегородской области для портала государственных и муниципальных услуг»

Комплекс «Соцпомощь» направлен на решение следующих проблем:

  • Решение задач оказания адресной социальной поддержки на всех уровнях управления
  • Определение потребности в финансировании социальных обязательств
  • Учет и контроль расходования финансовых средств по социальным обязательствам и категориям населения
  • Информационное взаимодействие с Федеральными службами
  • Создание информационной поддержки для принятия качественных и своевременных управленческих решений, эффективного взаимодействия внутри и между органами управления, организациями, учреждениями, задействованными  в системе адресной социальной поддержки
  • Обеспечение возможности принятия решений при определении приоритетов в социальной области, планирование и распределение бюджетных средств
  • Создание единого информационного банка данных, содержащего сведения о гражданах, обращающихся в органы социальной защиты населения за любыми видами социальной поддержки
  • Открытость и возможность развития автоматизированной системы в связи с изменением законодательства
  • Организация межведомственного обмена информацией в электронном виде

В каждом районном учреждении социальной защиты населения (УСЗН) создана персонифицированная БД «Соцпомощь». На основе баз данных УСЗН районов в  государственном бюджетном учреждении министерства социальной политики Нижегородской области (далее – Министерство) «Объединённая дирекция по реализации жилищных программ» (далее – Дирекция), являющемся уполномоченным   по вопросам эксплуатации и развития информационно-коммуникационных технологий в сфере деятельности Министерства, формируется областная база данных. Это позволяет на основании сводных данных проводить анализ нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки, а, также, осуществлять учет граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, учет льгот и льготных категорий граждан, учет потребности граждан в социальной поддержке.

 С 2001 года пользователями комплекса «Соцпомощь» являются 8 территориальных органов социальной защиты населения города Нижнего Новгорода и 51 территориальный орган социальной защиты населения Нижегородской области.

Объем областной базы данных АИС «Социальная помощь» составляет более двух миллионов человек.

База данных «Получатели мер социальной поддержки в Нижегородской области» («Соцпомощь») зарегистрирована в Государственном регистре баз данных в  министерстве информационных технологий и связи РФ – Регистрационное свидетельство № 10516 от 28 августа 2006 года.

Начиная с 2005 года на основании БД «Соцпомощь» Министерство и учреждения социальной защиты  формируют сведения в электронном виде:

1. Для учета и организации выплат областных ежемесячных денежных выплат – в соответствии с Приказом министерства труда и социальной защиты Нижегородской области от 05.04.05 № 60 создан и ведется Регистр областных ежемесячных выплат

2. Для организации выплат социальных пособий, компенсаций и субсидий  передаются электронные списки в кредитные организации и в информационно-выплатной цент УПФС «Почта России»» (в соответствии с Соглашением)

3. Для организации учета и возмещения сумм льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг в организации, предоставляющие льготы на ЖКУ (в соответствии с Порядком работ по учету льгот и льготных категорий)

4. Для организации выплат через Федеральное агентство  по здравоохранению и социальному развитию:

  • Списки на выплату Компенсаций в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг членам семей погибших (умерших)  военнослужащих (Постановление Правительства от 2 августа 2005 года № 475) 
  • Списки на выплату Ежемесячных пособий детям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и призыву (Постановление Правительства от       № 936) 
  • Списки на выплату Ежемесячных  компенсаций беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенных  в связи с ликвидацией организаций (Постановление Правительства от       № 335)
  • Для создания Федеральной БД – Департамент ежеквартально представляет сведения  и списки лиц, получающих льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг по Федеральному законодательству сверенные с БД Пенсионного фонда (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 28.03.2005 № 243) 
  • Отчеты и заявки по выплате  компенсаций страховых премий по договору обязательного  страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)
  • Для создания и ведения Федеральной БД по очередникам на спецавтотранспорт Департамент передает сведения об инвалидах, имеющих право на  спецавтотранспорт 

5. Министерство ежеквартально представляет в ОПФР по Нижегородской области:

  • Сведения о гражданах, имеющих право на получение  государственных мер  социальной поддержки, зарегистрированных в органах социальной защиты для формирования  государственного Регистра льготников – «Регистр ЕДВ»
  • Сведения о социальном положении ветеранов для актуализации общегосударственной базы данных  «Ветераны» ( в соответствии с  протоколом заседания Правительства РФ  от 26 декабря 2004 года № 48 п. 5 раздел V)
  • Ежеквартально сведения о лицах, получающих льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг по Федеральному законодательству  для сверки с Регистром ЕДВ 
  • Ежемесячно Министерство передает сведения о численности Героев СССР, Героев РФ, Героев Социалистического  Труда, полных кавалеров Ордена Славы, Ордена Трудовой Славы и членов их семей
  • Ежемесячно осуществляется формирование реестра мер социальной поддержки пенсионерам, претендующим на ФСД (федеральная социальная доплата) к пенсии для ОПФР по Нижегородской области

6. В Федеральное казначейство  для организации выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи  с воздействием радиации вследствие ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, а также аварии на ПО «Маяк» 

7. В Фонд социального страхования «Реестры получателей ежемесячных пособий по уходу за ребенком до 1.5 лет »

8. В аппарат полномочного представителя  Президента РФ по Приволжскому округу сведения по исполнению сведения о ходе реализации Федерального закона  от 22.08.2004 года № 122:

  • Обобщенная информация об исполнении обязательств субъектов РФ по социальной поддержке граждан, имеющих детей 
  • Состояние дел по областным ежемесячным  денежным выплатам 
  • Сводная информация о финансировании льгот по оплате ЖКУ федеральным льготникам  
  • Сводная информация о предоставлении льгот по оплате ЖКУ региональным льготникам 

9. В Министерство - для загрузки информация в АС «Мониторинг»